Условия жесткой конкуренции заставляют руководителей и собственников бизнеса искать пути и способы по улучшению экономических показателей компаний, благодаря этому ежедневно появляются сотни новых идей. Многие из них так и исчезают, не дождавшись своей реализации, другие становятся бестселлерами, на протяжении многих лет приносящими прибыль, как, например, пластиковые стаканчики Уильяма Дарта.
Любая бизнес-идея требует финансовых затрат, но, поскольку собственных средств на реализацию проекта у разработчика, как правило, не достаточно, возникает необходимость поиска инвестора. Зачастую не менее сложно еще и убедить его в перспективности вложения средств. К сожалению, далеко не каждый изобретатель/инициатор идеи способен документально аргументировать ее содержательность и привлекательность для инвестора.
В таких условиях руководители и предприниматели при принятии окончательного решения вынуждены исходить из собственной интуиции и бизнес-чутья - либо на свой страх и риск реализовать бизнес-идею, либо вообще отказаться от нее. Однако, помимо этих двух крайностей, существует и золотая середина - маркетинговый инструмент, позволяющий оценить рыночные перспективы бизнес-идеи, и дать необходимую информацию для принятия управленческих решений.
Оценка рыночных перспектив бизнес-идеи представляет собой комплексный анализ самой новации, а также доступных производственных мощностей, существующих и потенциальных конкурентов, рынка сбыта и т.д. Исходя из полученной в ходе исследования информации, инвестор и инициатор нововведения могут сделать вывод о потенциальной доходности, приемлемых условиях и ограничениях реализации проекта. Таким образом, оценка рыночных перспектив бизнес-идеи позволяет существенно снизить уровень неопределенности и финансовые риски.
Такая процедура актуальна как при организации нового бизнеса, так и при развитии уже существующей компании. Она позволяет произвести оценку успешности нового продукта еще до его вывода на рынок, на стадии разработки, а при наличии нескольких новинок позволяет определить наиболее успешные и сосредоточить на них основные финансовые потоки.
Безусловно, оценка перспективности бизнес-идеи не является единственно возможным средством решения проблем. Более глубокую и детализированную информацию можно получить, проведя оценку бизнеса, составив инвестиционный или бизнес-план. Но существенным преимуществом оценки рыночных перспектив бизнес-идеи является гораздо более низкий уровень затрат, что делает ее доступной для широкого круга предпринимателей (включая и физических лиц) на любом рынке в отношении любого продукта.
Использование данного инструмента является оправданным, когда инициатор проекта не уверен в его коммерческой эффективности, а сама разработка бизнес-плана или инвестиционного плана может проводиться уже после того, как будет получено подтверждение актуальности бизнес-идеи. Аналогичная схема может быть использована на предприятии при рассмотрении различных вариантов развития бизнеса.
Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что оценка перспектив бизнес-идеи позволяет:
• сэкономить на разработке бизнес-плана или инвестиционного плана в условиях неуверенности в коммерческой эффективности проекта;
• осуществить выбор наиболее перспективного проекта из ряда альтернативных;
• производить регулярную низко затратную оценку различных вариантов развития бизнеса за счет вывода на рынок новых видов продуктов/услуг;
• осуществлять продажу проектов на стадии инициирования бизнес-идеи.
Еще одним положительным аспектом данного инструмента является возможность проведения профессиональной презентации для инвесторов и инициаторов проекта, где они получают аргументированное обоснование наличия или отсутствия рыночных перспектив у данной бизнес-идеи, что в свою очередь позволяет инициаторам проекта принять верное с финансовой точки зрения решение.
В заключение следует отметить, что важнейшим условием успеха процедуры оценки рыночных перспектив бизнес-идеи заключается в привлечении профессиональных специалистов, будь то сотрудники компании или сторонние консультанты и агентства. Поэтому необходимо крайне внимательно подходить к выбору исполнительно, предварительно взвесив все «за» и «против».
Полный текст статьи Вы можете прочитать в журнале «Новый маркетинг» №5 и на сайте http://www.new-marketing.ru/