Учёные из Северо-Западного университета в США (Northwestern University) изобрели специальные флуоресцентные чернила, которые можно использовать как многоцветные штрих-коды, чтобы потребители могли удостовериться в подлинности часто подделываемых товаров. Потребителям нужно лишь сфотографировать смартфоном штрих-код, чтобы выяснить, настоящий ли перед ним товар.
Изготовленные из простых и недорогих химикатов, эти чернила невидимы при обычном освещении, но видимы под ультрафиолетовыми лучами. Ими можно напечатать штрих-код или QR-код на банкнотах, бутылках виски, дорогих сумочках и дорогой косметике, как доказательство подлинности. Одним из ключевых преимуществ нового изобретения является то, что у пользователей есть контроль над цветом. Чернила могут быть как одноцветными, так и многоцветными. Цвет чернил зависит от количества и особенностей взаимодействия трёх разных молекул-«ингридиентов», что обеспечивает встроенный инструмент «молекулярного кодирования». Даже маленькое отклонение в составе разработанных чернил приведет к серьёзному изменению цвета.
Сэр Фрэйзер Стоддарт (Fraser Stoddart), профессор химии и член попечительского совета Вейнбергского колледжа наук и искусств (Weinberg College of Arts and Sciences), является старшим автором исследования. Он сказал: «Мы предоставили невиданный прежде уровень сложности в борьбе с контрафактом. Формула наших чернил напоминает формулы некоторых охладительных напитков. Можно приблизиться к их вкусу, используя другие ингредиенты, но вкус не будет точно таким же без точного знания рецепта».
«Довольно необычная взаимосвязь между составом чернил и их цветом, делает их идеальными для приложений в сфере контроля и безопасности, где желательно, чтобы определенная информация была зашифрована таким образом, чтобы брендовые товары могли иметь уникальные пометки, которые было бы легко проверить и удостоверить», - добавил Стоддарт.
Когда производитель контролирует и фиксирует ингредиенты чернил или их химический состав, для изготовителей подделок оказывается практически невозможным провести обратный инжиниринг цветовой информации, закодированной в напечатанном штрих-коде, QR-коде или фирменном знаке. Не владея точной информацией о закодированном составе, даже лучшие изобретатели не смогут его разгадать.