Сегодня пятница, 03.04.2020: публикаций: 1497
Аналитика. Опубликовано 02.11.2018 15:48  Просмотров всего: 11092; сегодня: 2.

Родоначальник русской фотографии Сергей Львович Левицкий

Родоначальник русской фотографии Сергей Львович Левицкий

Внебрачный сын вельможи екатерининского времени сенатора Л. А. Яковлева, Сергей Львович Левицкий родился в Москве в 1819 году и по настоянию родителей окончил в 1839 году юридический факультет университета, хотя больше интересовался естественными науками. По окончании университета служил в Петербурге в канцелярии министра внутренних дел графа А. Г. Строганова.

Первые сведения о дагеротипии привлекли его внимание и он стал знакомиться с этой новинкой.

В 1843 году по делам службы Левицкий едет на Кавказ. Там он снимает ландшафтные дагерротипы, отбирает несколько лучших и отправляет в Париж. На выставке его работы получают медаль — первую в мировой истории медаль, присужденную за фотографию. После этого в 1844 он бросает службу и целиком посвящает себя фотографии.

В 1845 году Левицкий отправляется в Европу с целью детально изучить премудрости фотографии. В Риме он делает первый из дошедших до нас в репродукциях дагерротип, на котором ему удалось запечатлеть Н.В. Гоголя в кругу русских художников, живших в ту пору в Риме. В Париже он встречается с Дагерром, который был уже наслышан о талантливом русском фотографе и принял его весьма радушно. В 1850 году Сергей Львович возвращается в Петербург и 22 октября того же года открывает дагерротипную мастерскую под названием «Светопись». К нему быстро приходит слава фотографа-портретиста.

В 1851 году он получает золотую медаль на выставке в Париже за свои портреты. А с 1852 года Левицкий стал работать для высочайшего двора. Он впервые снял в Зимнем дворце дагерротипным способом Императора Николая Павловича и Императрицу Александру Федоровну; по этим снимкам Левицкого и были воспроизведены литографским способом портреты Их Величеств, разошедшиеся по всей России.

Левицкий был не только талантливым фотографом, но новатором и изобретателем. Он первый применил меха от гармошки в конструкции фотоаппарата, существенно усовершенствовав процесс наводки на резкость; первым начал изображать на одной фотографии человека в разных позах и даже в разной одежде (например, объект съемки играет на фортепьяно и сам же слушает). Левицкий также одним из первых фотографов в Европе ввел декоративные сменные фоны, первым предложил использовать электрический свет совместно с естественным освещением, утверждая (и доказывая на практике), что умелое их сочетание позволяет создавать интересные эффекты. Кроме того, именно Левицкий предложил ретушировать негативы для уничтожения или уменьшения технических недостатков.

В 1856 году фотографировал мокроколлодионным способом коронацию Александра II в Москве. В середине 1850-х годов в ателье, ставшим называться «Светопись Левицкого», он работал с помощниками — В. И. Флейхгаузом, затем с А. И. Шпаковским. Ателье приобрело широкую известность в столице, в нём были увековечены многие деятели русской культуры. В 1857 году Левицкий создал «Коллекцию портретов русских литераторов», небольшой тираж которой поступил в продажу.

В 1858 году Левицкий уезжает в Париж. Там он организует фотографический салон, который пользовался большой популярностью. Пожалуй, самая знаменитая его работа парижского периода — фотография сидящего в кресле А.И. Герцена.

В 1859 г. С. Л. Левицкий переехал в Париж и настолько обратил там на себя внимание своими работами, что удостоился звания фотографа Императора Наполеона III.

В начале 1865 года Левицкий приглашен в Ниццу для фотосъемки портретов жены царя Александра II и его старшего сына, которые проходили там курс лечения. Работой Левицкого императрица осталась довольна, но вероятно упрекнула, что он живет за границей, так как фотограф спешно ликвидировал ателье в Париже и летом того же года окончательно вернулся в Петербург.

Вернувшись в 1867 году в Россию, Левицкий занялся общественной деятельностью. Был одним из учредителей первого русского фотографического общества, постоянно принимал участие в организации отечественных и международных фотовыставок, делал сообщения о важнейших новостях в фотографической технике, писал статьи для журнала «Фотограф».

В 1877 году отец и сын (Рафаил Сергеевич Левицкий) получили звание придворных мастеров, а их ателье стало называться «Фотографы Их Императорских Величеств „Левицкий и сын“»; в 1890—1894 годы по желанию Александра III для Левицкого был построен образцовый «фотографический дом» на Казанской улице, д. 3, рядом с Казанским собором.

Левицкий был награждён многими иностранными и русскими орденами и медалями; неоднократно получал высшие премии на международных фотовыставках.

Умер Сергей Львович в 1898 году, посвятив фотографии — светописи как ее тогда называли в России — более полувека.

После смерти Сергея Львовича Левицкого, дело продолжал его сын Рафаил Сергеевич , но в 1912 году фирма «Левицкий и сын» закрылась, а через два года умер и Рафаил Левицкий. Коллекция портретов, составлявшая по отзывам современников более 6000 снимков, не сохранилась. Работы фирмы Левицких, рассеянные по различным хранилищам, включаются в разнообразные фонды, поэтому их поиск сильно затруднен.


Родоначальник русской фотографии Сергей Львович Левицкий.
Мужское фото, фотограф С.Л. Левицкий, Париж, 1860-е годы.


Ньюсмейкер: HisDoc.Ru История России в документах — 31 публикация. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Сайт: hisdoc.ru/articles/23367/
Поделиться:
Ваше мнение
Как пандемия коронавируса сейчас реально отражается на бизнесе или виде экономической деятельности которые вы ведете или которых касаетесь?
 Существенно негативно
 Скорее негативно
 Пока никак
 Скорее позитивно
 Существенно позитивно
Предложите опрос