13.11.2019 15:53
Новости.
Просмотров всего: 4622; сегодня: 1.

В ТГУ разработали уникальный электрокарт с «умным» аккумулятором

В ТГУ разработали уникальный электрокарт с «умным» аккумулятором

Силовая установка имеет длительный срок службы и не боится морозов.

В опорном Тольяттинском государственном университете (ТГУ) создали электрокарт, на который установили литий-титанатный smart-аккумулятор. Как утверждают разработчики, аккумулятор может заряжаться даже в условиях отрицательных температур, а срок его службы сравним с ресурсом остальных компонентов гоночной машины. Над проектом работали специалисты Высшей инженерной школы – стратегического проекта ТГУ.

– Сначала хотели сделать обычный карт, но Павел Крюков, консультант команды Togliatti Solar Team, предложил поставить готовую платформу на электрическую тягу. Тогда возникла идея сделать то, чего нет ни у кого, решив главные проблемы всех электрокартов, – рассказал руководитель проекта «Формула Студент ТГУ», заведующий кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Тольяттинского госуниверситета Александр Бобровский.

– Типичные литий-ионные элементы не могут заряжаться при минусовой температуре, это приводит к скорому выходу из строя всей батареи, – поясняет Павел Крюков. – Наш аккумулятор более стоек к этому явлению, потому что при его сборке применены элементы на основе литий-титаната. Заряжать их допустимо до -30 градусов. Кроме того, мы добились достаточной энергоёмкости батареи.

В аккумуляторе 22 элемента, за состоянием которых следит «Battery Management System» («BMS» – электронная система управления аккумуляторной батареей), есть монитор, в режиме онлайн отображающий все параметры работы блока питания – общий уровень заряда, напряжение, температуру (аккумуляторов, контроллера и двигателя) и даже скорость вращения колеса, то есть, спидометр.

Умная система не только контролирует состояние каждого элемента, но также отвечает за то, чтобы с помощью зарядного устройства мощностью 2-3 кВт аккумулятор можно было заряжать. Причём, процесс зарядки занимает всего 15 минут, а полученной энергии карту хватает на 6-7 стандартных заездов.

– Мы разрабатывали наш карт для прокатных центров. 6-7 заездов и 15-20 минут зарядки – этот цикл использования соответствует профилактике для бензинового карта. Там также после 6-7 заездов заливают топливо, проверяют уровень масла и т.д. Но главное, существенно увеличилось число циклов заряда-разряда нашего аккумулятора при номинальных режимах эксплуатации – до 20 тысяч. Это значит, что он практически вечный, – говорит Александр Бобровский.

При этом, литий-титанатный аккумулятор – не обслуживаемый, то есть, его не нужно проверять, заправлять электролитом и т.д.

– Такие аккумуляторы дорого стоят, но при этом они выполняют большую интеллектуальную нагрузку, и можно без преувеличения сказать – это аккумуляторы будущего. Пока такой аккумулятор мы установили на карт, наша следующая идея – сделать такой же для автомобиля, – делится планами Александр Бобровский.

Помимо аккумулятора, у электрокарта, созданного в ТГУ, есть и другие особенности. Прежде всего, это бесщёточный двигатель постоянного тока (так называемая технология BLDC – brushless direct current) – двигатель на постоянных магнитах с воздушной системой охлаждения. Его КПД– до 92%. Достаточное охлаждение необходимо для надёжности, иначе при перегреве система выключится. На скорости это может быть небезопасно.

Кроме того, действует система рекуперации энергии. Когда гонщик нажимает на тормоз, то часть энергии электрокарта от быстрого и резкого торможения используется для подзарядки аккумулятора. Это перспективная технология, которую широко применяют различные автопроизводители.

Кстати, в отличие от картов, используемых в прокатных фирмах и не имеющих задней скорости, у нового электрокарта, разработанного в ТГУ, есть система электропривода, который позволяет ему двигаться не только вперёд, но и назад. Это даёт гонщику широкие возможности для маневрирования. И ещё один плюс – колеса электрокарта упакованы в специальные кожухи-крылья, что делает гоночное средство фактически всепогодным. Сейчас инженеры Тольяттинского госуниверситета готовят документы, чтобы запатентовать свой электрокарт.

Тольятти Самарской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Ньюсмейкер: Тольяттинский государственный университет — 319 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...