03.07.2023 15:25
Мероприятия.
Просмотров всего: 12577; сегодня: 4.

В Москве прошло мероприятие, посвященное 100-летию гражданской авиации

В Москве прошло мероприятие, посвященное 100-летию гражданской авиации

3 июля 2023 года в Доме Российского исторического общества в Москве состоялся круглый стол, посвящённый 100-летию отечественной гражданской авиации. В рамках мероприятия обсуждалась роль авиационной отрасли в судьбе страны, её текущее состояние и перспективы развития.

Участие в круглом столе принял Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, руководитель Росавиации Александр Нерадько, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Могилевский, а также представители других органов государственной власти, общественных и научных организаций.

Открывая заседание, Сергей Нарышкин заметил, что мечта о покорении небесных просторов веками волновала умы выдающихся отечественных изобретателей:

«Огромный интеллектуальный путь был проделан от первых эскизов воздухоплавательного аппарата, сделанных ещё Ломоносовым, до знаменитого аэроплана «Жар-птица», построенного адмиралом Можайским. Дело Можайского продолжил опытный конструктор Игорь Иванович Сикорский. В 1913 году он поднял в небо первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь», установив рекорд по продолжительности полёта — 1 час и 54 минуты», - рассказал Председатель РИО.

Особый акцент был сделан на успехах советского «импортозамещения» в авиационной отрасли, осуществлённого ударными темпами в годы первых пятилеток.

«К 1935 году, стараниями конструкторских коллективов Андрея Николаевича Туполева, Николая Николаевича Поликарпова и многих других выдающихся авиастроителей, воздушный флот Советского союза стал одним из немногих в мире, полностью укомплектованных самолётами отечественного производства. И сегодня у России есть все возможности, чтобы при любом развитии ситуации в мире гарантировать нашим гражданам бесперебойное авиасообщение: есть интеллектуальный потенциал, технологический потенциал, есть все возможности, чтобы российское авиастроительство сделало новый рывок», — заверил Сергей Евгеньевич.

В свою очередь, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько заявил, что создание и активное развитие гражданской авиации в России послужило мощным стимулом для ряда направлений науки и техники, промышленного производства и системы образования.

«Каждый исторический период развития гражданской авиации страны имеет свои особенности, достижения и успехи. Невозможно представить достижения индустриализации, освоение Сибири, Дальнего Востока, Заполярья и даже Великую Победу 1945 года без вклада гражданского воздушного флота нашей страны. […] Гражданская авиация сегодняшнего дня — это отрасль, которая сохраняет свое особое стратегическое значение, способствует динамичному росту многих высокотехнологичных отраслей производства страны», — подчеркнул он.

Тему значения гражданской авиации в контексте развития экономики и обеспечения связности огромной страны продолжил заместитель Министра науки и высшего образования, сопредседатель РИО Константин Могилевский. Он напомнил, что 100 лет назад, 15 июля 1923 года, был осуществлен первый в нашей истории пассажирский авиарейс по маршруту Москва – Нижний Новгород. Писатель и поэт Валентин Петрович Катаев посвятил этому событию стихотворение:

«И перед чванной заграницей

Во исполненье вещих слов

Русь-тройка стала Русью-птицей,

Летящей выше облаков.

Пока Европа ждет сурова,

Покуда спор держав гремит, —

Она, в буквальном смысле слова,

Раскрыла крылья — и летит…»

Продекламировав приведенный отрывок, Константин Ильич отметил, что эти строчки ознаменовали собой исполнение этой многовековой мечты человечества — подняться в воздух.

«Это результат работы ученых, которые смогли понять устройство природы и действующих сил в мире и выполнить эту задачу», — добавил он.

По словам Могилевского, сегодня молодые люди, идущие учиться на направления подготовки, связанные с авиастроением и эксплуатацией воздушного транспорта, точно без работы не останутся.

«Еще у нас есть две укрупненных группы специальностей и направлений подготовки, связанных с этой авиацией. Первая — „Авиационная и ракетно-космическая техника”, включающая в этом году порядка 5,5 тысяч бюджетных мест, и вторая — „Аэронавигации и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники“, в рамках которой в этом году выделено 2,5 тысячи бюджетных мест в этом году», — рассказал Константин Ильич.

Перечислив ключевые научные центры, достойно продолжающие сегодня традиции отечественной школы авиастроения, Константин Могилевский не забыл упомянуть и о роли федерального проекта «Передовые инженерные школы» в обеспечение технологического суверенитета.

«В настоящее время действуют 30 передовых инженерных школ в 15 регионах страны. Одна из них в Уфимском университете науки и технологий, где развивается школа «Моторы будущего», которая готовит кадры для авиационной промышленности. Среди её достижений и разработок — стартёр-генератор для перспективного авиационного двигателя ПД-35», — сообщил он.

Затем Константин Ильич поблагодарил госкорпорацию Ростех. Второй год подряд она выступает учредителем специального приза за популяризацию отечественных разработок в рамках Всероссийской премии «За верность науке». В этом году победители этой номинации вновь посетят Инженерный центр Корпорации «Иркут» и увидят, как разрабатываются гражданские лайнеры нового поколения МС-21. Более того, лауреаты смогут почувствовать себя в роли пилота воздушного судна — их ждет полет на тренажере, на котором оттачивают свои навыки профессиональные летчики.

По словам заместителя руководителя Федерального архивного агентства, члена Совета Российского исторического общества Андрея Юрасова на протяжении 20 лет реализуется издательский проект «История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР 1900-1963». В текущем году выйдет вторая часть пятого тома, который подробно освещает страницы истории военной авиации в России с использованием ранее неопубликованных рассекреченных документов, что является важным подспорьем в изучении данной отрасли.

«Что касается истории гражданской авиации, мы в большом долгу, однако огромный объем архивных документов предоставляет пространство для ряда исследований», — резюмировал Андрей Юрасов.

Участники круглого стола представили свои позиции по вопросам сохранения исторического знания об успехах авиаотрасли и перспективах её развития.

Круглый стол предварило открытие выставки, также посвящённой истории развития отечественной гражданской авиации. Представленные на ней фотографии и макеты самолётов позволяют погрузиться в эпоху создания советского авиационного флота, узнать о предшественнике «Аэрофлота» – обществе «Добролёт», о рекордах советских дальнемагистральных турбовинтовых и сверхзвуковых самолётов, и, конечно, ощутить гордость за достижения современных российских авиационных предприятий.

Фото: Российское историческое общество.


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 7968 публикаций
Сайт: historyrussia.org/sobytiya/v-dome-rio-sostoyalsya-kruglyj-stol-priurochennyj-k-100-letiyu-otechestvennoj-grazhdanskoj-aviatsii.html
Поделиться:

Интересно:

О хирурге и священнике Луке Войно-Ясенецком
19.09.2024 13:07 Персоны
О хирурге и священнике Луке Войно-Ясенецком
Он мог ставить диагнозы, даже когда ослеп. Исцелял, лечил и учил — издано 55 его научных трудов. Очень много проповедовал — выпущено 12 томов проповедей. Всегда помогал неимущим: отдавал им свои вещи, деньги. Событий, произошедших в его жизни, хватило бы на нескольких человек. Рассказываем об...
Более 15 тыс. происшествий с туристами РФ зарегистрировали страховщики
19.09.2024 09:31 Аналитика
Более 15 тыс. происшествий с туристами РФ зарегистрировали страховщики
В Евроинс Туристическое Страхование с мая по август 2024 года зарегистрировали свыше 15 тыс. страховых случаев, по которым оплатили в общей сложности медицинских и иных услуг почти на 300 млн рублей. Где этим летом произошли самые серьезные происшествия с туристами, урегулирование...
Словацкое восстание — это история, которая ещё до конца не написана
19.09.2024 09:23 Интервью, мнения
Словацкое восстание — это история, которая ещё до конца не написана
В этом году исполняется 80 лет с начала освободительного похода Красной армии в Европу. О том, почему Гитлер направил основную часть военной силы на Советский Союз, с чем было связано бережное отношение советских солдат к культурным памятникам Европы в условиях войны, а также о роли...
Южный форпост Руси: как казаки служили в крепости Епифань
18.09.2024 18:11 Аналитика
Южный форпост Руси: как казаки служили в крепости Епифань
В XVI веке крепость Епифань была важным защитным сооружением южных границ государства. Среди охранников крепости было и множество казаков. Они служили внутри острога и выходили в дозоры в дикое поле. За свою службу казаки получали земельные наделы, поэтому вокруг Епифани стали появляться казачьи...
18.09.2024 17:54 Аналитика
Осведомленность бизнес-сообщества о нацпроектах России достигла 93%
За два года уровень осведомленности предпринимателей о национальных проектах России вырос на 7% (с 86% до 93%). Существенно уровень знания увеличился среди представителей среднего бизнеса (46%). Об этом свидетельствуют данные исследования Центра аналитики НАФИ. В его подготовке учитывались...