03.07.2023 15:25
Мероприятия.
Просмотров всего: 14401; сегодня: 4.

В Москве прошло мероприятие, посвященное 100-летию гражданской авиации

В Москве прошло мероприятие, посвященное 100-летию гражданской авиации

3 июля 2023 года в Доме Российского исторического общества в Москве состоялся круглый стол, посвящённый 100-летию отечественной гражданской авиации. В рамках мероприятия обсуждалась роль авиационной отрасли в судьбе страны, её текущее состояние и перспективы развития.

Участие в круглом столе принял Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, руководитель Росавиации Александр Нерадько, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Могилевский, а также представители других органов государственной власти, общественных и научных организаций.

Открывая заседание, Сергей Нарышкин заметил, что мечта о покорении небесных просторов веками волновала умы выдающихся отечественных изобретателей:

«Огромный интеллектуальный путь был проделан от первых эскизов воздухоплавательного аппарата, сделанных ещё Ломоносовым, до знаменитого аэроплана «Жар-птица», построенного адмиралом Можайским. Дело Можайского продолжил опытный конструктор Игорь Иванович Сикорский. В 1913 году он поднял в небо первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь», установив рекорд по продолжительности полёта — 1 час и 54 минуты», - рассказал Председатель РИО.

Особый акцент был сделан на успехах советского «импортозамещения» в авиационной отрасли, осуществлённого ударными темпами в годы первых пятилеток.

«К 1935 году, стараниями конструкторских коллективов Андрея Николаевича Туполева, Николая Николаевича Поликарпова и многих других выдающихся авиастроителей, воздушный флот Советского союза стал одним из немногих в мире, полностью укомплектованных самолётами отечественного производства. И сегодня у России есть все возможности, чтобы при любом развитии ситуации в мире гарантировать нашим гражданам бесперебойное авиасообщение: есть интеллектуальный потенциал, технологический потенциал, есть все возможности, чтобы российское авиастроительство сделало новый рывок», — заверил Сергей Евгеньевич.

В свою очередь, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько заявил, что создание и активное развитие гражданской авиации в России послужило мощным стимулом для ряда направлений науки и техники, промышленного производства и системы образования.

«Каждый исторический период развития гражданской авиации страны имеет свои особенности, достижения и успехи. Невозможно представить достижения индустриализации, освоение Сибири, Дальнего Востока, Заполярья и даже Великую Победу 1945 года без вклада гражданского воздушного флота нашей страны. […] Гражданская авиация сегодняшнего дня — это отрасль, которая сохраняет свое особое стратегическое значение, способствует динамичному росту многих высокотехнологичных отраслей производства страны», — подчеркнул он.

Тему значения гражданской авиации в контексте развития экономики и обеспечения связности огромной страны продолжил заместитель Министра науки и высшего образования, сопредседатель РИО Константин Могилевский. Он напомнил, что 100 лет назад, 15 июля 1923 года, был осуществлен первый в нашей истории пассажирский авиарейс по маршруту Москва – Нижний Новгород. Писатель и поэт Валентин Петрович Катаев посвятил этому событию стихотворение:

«И перед чванной заграницей

Во исполненье вещих слов

Русь-тройка стала Русью-птицей,

Летящей выше облаков.

Пока Европа ждет сурова,

Покуда спор держав гремит, —

Она, в буквальном смысле слова,

Раскрыла крылья — и летит…»

Продекламировав приведенный отрывок, Константин Ильич отметил, что эти строчки ознаменовали собой исполнение этой многовековой мечты человечества — подняться в воздух.

«Это результат работы ученых, которые смогли понять устройство природы и действующих сил в мире и выполнить эту задачу», — добавил он.

По словам Могилевского, сегодня молодые люди, идущие учиться на направления подготовки, связанные с авиастроением и эксплуатацией воздушного транспорта, точно без работы не останутся.

«Еще у нас есть две укрупненных группы специальностей и направлений подготовки, связанных с этой авиацией. Первая — „Авиационная и ракетно-космическая техника”, включающая в этом году порядка 5,5 тысяч бюджетных мест, и вторая — „Аэронавигации и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники“, в рамках которой в этом году выделено 2,5 тысячи бюджетных мест в этом году», — рассказал Константин Ильич.

Перечислив ключевые научные центры, достойно продолжающие сегодня традиции отечественной школы авиастроения, Константин Могилевский не забыл упомянуть и о роли федерального проекта «Передовые инженерные школы» в обеспечение технологического суверенитета.

«В настоящее время действуют 30 передовых инженерных школ в 15 регионах страны. Одна из них в Уфимском университете науки и технологий, где развивается школа «Моторы будущего», которая готовит кадры для авиационной промышленности. Среди её достижений и разработок — стартёр-генератор для перспективного авиационного двигателя ПД-35», — сообщил он.

Затем Константин Ильич поблагодарил госкорпорацию Ростех. Второй год подряд она выступает учредителем специального приза за популяризацию отечественных разработок в рамках Всероссийской премии «За верность науке». В этом году победители этой номинации вновь посетят Инженерный центр Корпорации «Иркут» и увидят, как разрабатываются гражданские лайнеры нового поколения МС-21. Более того, лауреаты смогут почувствовать себя в роли пилота воздушного судна — их ждет полет на тренажере, на котором оттачивают свои навыки профессиональные летчики.

По словам заместителя руководителя Федерального архивного агентства, члена Совета Российского исторического общества Андрея Юрасова на протяжении 20 лет реализуется издательский проект «История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР 1900-1963». В текущем году выйдет вторая часть пятого тома, который подробно освещает страницы истории военной авиации в России с использованием ранее неопубликованных рассекреченных документов, что является важным подспорьем в изучении данной отрасли.

«Что касается истории гражданской авиации, мы в большом долгу, однако огромный объем архивных документов предоставляет пространство для ряда исследований», — резюмировал Андрей Юрасов.

Участники круглого стола представили свои позиции по вопросам сохранения исторического знания об успехах авиаотрасли и перспективах её развития.

Круглый стол предварило открытие выставки, также посвящённой истории развития отечественной гражданской авиации. Представленные на ней фотографии и макеты самолётов позволяют погрузиться в эпоху создания советского авиационного флота, узнать о предшественнике «Аэрофлота» – обществе «Добролёт», о рекордах советских дальнемагистральных турбовинтовых и сверхзвуковых самолётов, и, конечно, ощутить гордость за достижения современных российских авиационных предприятий.

Фото: Российское историческое общество.


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12134 публикации
Сайт: historyrussia.org/sobytiya/v-dome-rio-sostoyalsya-kruglyj-stol-priurochennyj-k-100-letiyu-otechestvennoj-grazhdanskoj-aviatsii.html
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...