22.11.2024 09:27
Аналитика.
Просмотров всего: 19064; сегодня: 8.

«Геликоптер инженера Миля»: авиационный роман

«Геликоптер инженера Миля»: авиационный роман

В 2024 году исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Леонтьевича Миля (22 ноября 1909 г. – 31 января 1970). Миль – это легендарные советские вертолеты «Ми».

Точка отсчета биографии Михаила Миля – в дореволюционном Иркутске, в благополучной интеллигентной семье, в которой много внимания уделялось образованию и разностороннему развитию детей (языки, музыка, рисование). Михаил начал вести личный дневник с десяти лет: «Я родился в 1909 году в городе Иркутске в Сибири. На седьмом году жизни я стал интересоваться разными науками. Потом мне понравились анатомия, астрономия и химия. Я долго не любил читать, но мне попалась книжка очень интересная. Начитавшись разных книг, я стал видеть в себе очень много талантов, потом благодаря тем же книжкам я перестал в них верить…». Имея явные гуманитарные способности и таланты, Михаил одновременно увлекся авиамоделизмом и в восемь лет построил первую модель самолета. Начиналась эра Авиации, мечты целого поколения молодежи были устремлены к воздухоплаванию, созданию и освоению новой техники.

В 1925 г. Михаил поступил в Сибирский технологический институт (до 1925 г. – Томский политехнический университет), где в планерной студенческой секции не только построил легкий одноместный планер, но и совершил на нем свой первый полет. Однако талантливого юношу с блестящими оценками отчислили на втором курсе из института по доносу завистливого сокурсника «за непролетарское происхождение». В этой истории поражает ответная мудрость и целеустремленность молодого человека: он устроился на работу в химическую лабораторию кожевенного производства, проработал год, «усовершенствовав некоторые производственные процессы» и, уже с пролетарским стажем и отличной характеристикой, в 1928 г. поступил сразу на 3-й курс механического факультета Донского политехнического института в Новочеркасске (с 2013 г. – Южно-Российский государственный политехнический университет (Новочеркасский Политехнический Институт) имени М.И. Платова), где была авиационная специальность.

1929 г. имеет в биографии М.Л. Миля особое значение: именно тогда он узнал не только о гиперболоиде из популярного тогда фантастического романа А.Н. Толстого (1927 г.), но и о вполне реальном новом летательном аппарате — автожире (от греческих αὐτός и γύρος, «самовращающийся»; его в 1919 г. сконструировал и испытал испанец Хуан де ла Сиерва). Миль начал серьезно изучать теорию полета и в итоге, проявив настойчивость, получил приглашение отделения автожиров в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) участвовать в создании первого советского автожира в рамках летней практики. Пик интереса к этому виду винтокрылых летательных аппаратов пришелся на 1930-е гг., потом пришла эпоха изобретения и массового производства вертолетов.

Первый советский автожир КаСкр-1 «Красный инженер» поднялся в воздух 25 сентября 1929 г.; разработка Н.И. Камова и Н.К. Скржинского уже имела свои новаторские конструктивные особенности, что дало основание назвать ее иначе (новое слово «вертолет» в официальных документах зафиксировано в протоколе заседания Технической комиссии Центрального Совета Осоавиахима от 8 февраля 1929 г., заменив французский термин «геликоптер»).

В 1931 г. М.Л. Миль окончил институт. Рекомендация Н.И. Камова помогла ему убедить комиссию, что его место – в ЦАГИ, где он в последствии участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15 и уже через год стал начальником бригады аэродинамики Отдела особых конструкций. В 1936–1939 гг. Миль был инженером в Опытном конструкторском бюро по винтокрылым аппаратам, а с марта 1939 г. стал заместителем Н.И. Камова на строящемся заводе по производству автожиров военного назначения.

В Великую Отечественную войну Миль работал в эвакуации в поселке Билимбай на Среднем Урале. Практика показала, что в тяжелой фронтовой обстановке автожиры оказались пригодными только для тылового использования и Миль подключился к улучшению конструкции самолетов: он разработал устройство для спасения нагруженного боеприпасами самолета; после успешных испытаний был налажен его серийный выпуск. За работы по усовершенствованию боевых самолетов конструктор получил свои военные награды: орден Красной Звезды (1944 г.) и Отечественной войны II степени (1945 г.).

У Миля была конкретная цель: создать летательный аппарат, способный подниматься в воздух с помощью винтов. Он напрямую обращался с письмами к руководителю страны И.В. Сталину, уверенный в безусловной стратегической необходимости создания винтокрылых летательных аппаратов. В фонде Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД) хранится уникальная подборка материалов того периода: дело 168 «Автожир-геликоптер конструкции Миль М.Л.», в составе которого обращение к И.В. Сталину, пояснительная записка к проекту, краткое техническое обоснование, патентная формула, отзыв, чертеж, схемы и др. документы (на ряде страниц имеются автографы). В результате И.В. Сталин одобрил формирование в Москве конструкторского бюро по геликоптеростроению; на базе завода № 383 Министерства авиационной промышленности СССР; под руководством Миля оно приступило к работе в 1947 г. А уже 20 сентября 1948 г. на аэродроме Захарково первый Геликоптер Миля-1 (ГМ-1) поднялся в воздух.

Испытания первых образцов новой техники были драматичными. Летчик М. Байкалов совершил 13 демонстрационных полетов на Ми-1, но из 14-го не вернулся живым (из-за раковины в сварке обломился вал рулевого винта и пилот погиб, так как высота полета была недостаточной для прыжка с парашютом). В одном из интервью Миль вспоминал: «Самая критическая машина – это первая. За нее человек сражается. Главным конструктором может стать не тот, кто построил машину, а тот, кто способен пережить первую катастрофу, похоронить близко знакомого ему и дорогого летчика и продолжать строить такую же машину, если он уверен, что все сделал верно».

Решающими были испытания третьей машины. К 1949 г. завершилось создание первого советского вертолета Ми-1, на котором в будущем будет установлено 27 абсолютных мировых рекордов. С 1948 г. по 1951 г. в Опытно-конструкторском бюро (Союзное ОКБ № 4 Министерства авиационной промышленности СССР) и на Московском вертолетном заводе под руководством Миля проектировались вертолеты гражданского, военного и двойного назначения.

Дальше последовали впечатляющие достижения. В 1951 г. Ми-1 становится первым отечественным серийным вертолетом широкого практического применения. В 1952 г. создан Ми-4, в 1958 г. удостоен золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе. В 1957 г. в небо взлетает Ми-6, первый в СССР многоцелевой транспортный вертолет с газотурбинными двигателями грузоподъемностью 12 тонн, именно с него началось доминирование советской авиации в тяжелом вертолетостроении. В 1961 г. «родился» Ми-2, а в 1962 г. из чертежей в реальность воплощается многоцелевой транспортный Ми-8, ставший самым массовым 2-двигательным вертолетом в мире. В 1964 г. М.Л. Миль стал генеральным конструктором опытного КБ.

В это же время Михаил Леонтьевич преподавал в Московском авиационном институте имени Серго Орджоникидзе (ныне – Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), МАИ), с 1966 г. – в должности профессора кафедры вертолетостроения. За признанием достижений последовали награды: Ленинская премия (1958 г.), звание Героя Социалистического Труда (1966 г.), Государственная премия СССР (1968 г.).

В последние годы жизни генеральный конструктор много сил отдал совершенствованию моделей для армейской авиации: прославленный военный ударный Ми-24 (первый советский этого класса и второй в мире), стартовал в небо и в историю мировой авиации осенью 1969 г. Примерно через полтора года после этого события Михаил Леонтьевич скончался, не дожив до начала эксплуатации вертолета и его славы. Более 3,5 тысяч непобедимых Ми-«Крокодилов» впоследствии состояли на вооружении многих стран, принимали участие в десятках военных конфликтов, став в мире самыми боевыми. Но один триумф Михаилу Леонтьевичу довелось пережить лично: в 1965 г., на авиационной выставке в Париже, состоялся показ его уникальных машин, за которым последовало международное признание безусловного лидерства СССР в области тяжелых вертолетов.

Автор: С.С. Иванова, Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД).

Изображение (фото): портал "Культура.РФ"


Участники событий и другие указанные лица:

Первоуральск Свердловской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11230 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_9698
Поделиться:

Интересно:

Обеление клининговой отрасли: позиция ФНС и ключевые меры
18.06.2025 16:08 Аналитика
Обеление клининговой отрасли: позиция ФНС и ключевые меры
Федеральная налоговая служба (ФНС) активно работает над выводом клинингового рынка из тени, используя комплекс мер, включая налоговый контроль, нормативные рекомендации и сотрудничество с бизнес-ассоциациями. Нормативы фискальной нагрузки и приоритетные проверки  ФНС установила показатели нормативной совокупной фискальной нагрузки для клининговых компаний:   Общий режим налогообложения (ОСН):    - для малого и среднего бизнеса (доход ≤500 млн руб./год) — 37%;   - для крупных компаний — 41%.  Упрощенная система (УСН):    - для малого и среднего бизнеса — 17%;   - для крупных — 21%.  Отклонение фактической нагрузки более чем на 20% от этих норм (например, ниже 29,6% для ОСН-МСП) расценивается как риск уклонения от налогов. Такие компании и их заказчики становятся приоритетными целями проверок со стороны налоговых органов. ...
Опубликованы итоги III Конференции  «Белые ночи-2025»
18.06.2025 15:48 Мероприятия
Опубликованы итоги III Конференции «Белые ночи-2025»
С 5 по 7 июня в г. Санкт-Петербурге прошла III Конференция Межрегиональной Ассоциации Женского Бизнеса «Белые ночи». Мероприятие было организовано в преддверии Петербургского международного экономического форума – 2025 и посвящено главной теме - доверия, партнерства и прозрачности, как новой стратегии развития бизнеса и экономики. Организатором конференции выступила Межрегиональная Ассоциация Женского Бизнеса.Деловая программа Конференции началась с приветственных слов от организаторов и партнеров. Как отметила Ольга Ходаковская, президент Межрегиональной Ассоциации Женского Бизнеса: «Перед нами стояла задача провести не просто конференцию, а создать комфортное пространство для наших участников. В основе программы лежат три главных акцента: деловой и информативный контент, полезные мастер-классы и активный отдых, после которого участники наполнятся яркими эмоциями и...
Более 1000 человек приняли участие в ежегодном МедЗабеге
18.06.2025 13:29 Мероприятия
Более 1000 человек приняли участие в ежегодном МедЗабеге
15 июня, в День медицинского работника, в Мещерском парке прошел ежегодный VII Благотворительный забег «МедЗабег», в котором приняли участие врачи, руководители частных и государственных учреждений здравоохранения, владельцы медцентров, студенты медицинских вузов, представители общественных организаций – всего более 1000 человек. Организаторами самого масштабного в России забега для медицинских работников уже второй год выступили сеть клиник «Будь Здоров» и Национальная ассоциация управленцев сферы здравоохранения при поддержке БФ «Онкологика», СПАО «Ингосстрах», НПФ «Социум», Группы компаний «Байкал Аква» и Центра развития здравоохранения школы управления МШУ Сколково. Информационную поддержку мероприятия оказало ведущее спортивное издание «Спорт-Экспресс». «Наш ежегодный МедЗабег стал уже доброй традицией в День медицинского работника для тех, кто связал свою жизнь с медициной, ...
«Выберу.ру»: рейтинг лучших премиальных банковских карт за май 2025-го
17.06.2025 18:07 Аналитика
«Выберу.ру»: рейтинг лучших премиальных банковских карт за май 2025-го
«Выберу.ру» составил рейтинг банков с наиболее выгодными для состоятельных клиентов дебетовыми премиальными картами «Mir Supreme» благодаря максимальному кешбэку, широкому набору привилегий и процентам на остаток средств. В ходе исследования эксперты финансового маркетплейса «Выберу.ру» сравнили текущие параметры продуктов для премиальных клиентов во всех российских банках. По итогам анализа и расчётов с помощью калькулятора «Выберу.ру» был подготовлен рейтинг «Лучшие премиальные дебетовые карты "Mir Supreme" в мае 2025 года». Методика расчётов позволила ранжировать статусные карты не только по размерам кешбэка и процентам на остаток средств счёта. Учитывались стоимость выпуска и условия бесплатного обслуживания, снятия наличных без комиссий и лимит на бесплатные переводы. В расчёты включались коэффициенты, отражающие дополнительные бонусы из программ лояльности банков, в том числе...
Инвестиции в кв.м. Кто будет ждать низкую ключевую ставку, опоздает
17.06.2025 16:15 Мероприятия
Инвестиции в кв.м. Кто будет ждать низкую ключевую ставку, опоздает
Портал «ТТ Финанс» совместно с «МК в Питере» и ABNews.ru провел традиционный ежеквартальный круглый стол «Инвестиционная недвижимость». Конечно, сегодняшнюю ситуацию с точки зрения заданной темы трудно назвать благополучной. Но именно сейчас зарождаются тренды, которые в перспективе поведут рынок вперед.Депутат ЗакСа, зампред постоянной Комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Наталия Астахова констатирует, что еще совсем недавно недвижимость считалась надежным вариантом для долгосрочных инвестиций. Сейчас всё изменилось. Главное преимущество — защита от инфляции — как будто испарилось. Цены на новые квартиры и коммерческие площади готовы падать, несмотря на то, что инфляция никуда не уходит. Высокие кредитные ставки тоже негативно влияют на доходность и ликвидность.Что касается вторичного рынка, то с начала года риэлторы заметили увеличение среднего срока...