03.07.2023 15:25
Мероприятия.
Просмотров всего: 13663; сегодня: 3.

В Москве прошло мероприятие, посвященное 100-летию гражданской авиации

В Москве прошло мероприятие, посвященное 100-летию гражданской авиации

3 июля 2023 года в Доме Российского исторического общества в Москве состоялся круглый стол, посвящённый 100-летию отечественной гражданской авиации. В рамках мероприятия обсуждалась роль авиационной отрасли в судьбе страны, её текущее состояние и перспективы развития.

Участие в круглом столе принял Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, руководитель Росавиации Александр Нерадько, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Могилевский, а также представители других органов государственной власти, общественных и научных организаций.

Открывая заседание, Сергей Нарышкин заметил, что мечта о покорении небесных просторов веками волновала умы выдающихся отечественных изобретателей:

«Огромный интеллектуальный путь был проделан от первых эскизов воздухоплавательного аппарата, сделанных ещё Ломоносовым, до знаменитого аэроплана «Жар-птица», построенного адмиралом Можайским. Дело Можайского продолжил опытный конструктор Игорь Иванович Сикорский. В 1913 году он поднял в небо первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь», установив рекорд по продолжительности полёта — 1 час и 54 минуты», - рассказал Председатель РИО.

Особый акцент был сделан на успехах советского «импортозамещения» в авиационной отрасли, осуществлённого ударными темпами в годы первых пятилеток.

«К 1935 году, стараниями конструкторских коллективов Андрея Николаевича Туполева, Николая Николаевича Поликарпова и многих других выдающихся авиастроителей, воздушный флот Советского союза стал одним из немногих в мире, полностью укомплектованных самолётами отечественного производства. И сегодня у России есть все возможности, чтобы при любом развитии ситуации в мире гарантировать нашим гражданам бесперебойное авиасообщение: есть интеллектуальный потенциал, технологический потенциал, есть все возможности, чтобы российское авиастроительство сделало новый рывок», — заверил Сергей Евгеньевич.

В свою очередь, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько заявил, что создание и активное развитие гражданской авиации в России послужило мощным стимулом для ряда направлений науки и техники, промышленного производства и системы образования.

«Каждый исторический период развития гражданской авиации страны имеет свои особенности, достижения и успехи. Невозможно представить достижения индустриализации, освоение Сибири, Дальнего Востока, Заполярья и даже Великую Победу 1945 года без вклада гражданского воздушного флота нашей страны. […] Гражданская авиация сегодняшнего дня — это отрасль, которая сохраняет свое особое стратегическое значение, способствует динамичному росту многих высокотехнологичных отраслей производства страны», — подчеркнул он.

Тему значения гражданской авиации в контексте развития экономики и обеспечения связности огромной страны продолжил заместитель Министра науки и высшего образования, сопредседатель РИО Константин Могилевский. Он напомнил, что 100 лет назад, 15 июля 1923 года, был осуществлен первый в нашей истории пассажирский авиарейс по маршруту Москва – Нижний Новгород. Писатель и поэт Валентин Петрович Катаев посвятил этому событию стихотворение:

«И перед чванной заграницей

Во исполненье вещих слов

Русь-тройка стала Русью-птицей,

Летящей выше облаков.

Пока Европа ждет сурова,

Покуда спор держав гремит, —

Она, в буквальном смысле слова,

Раскрыла крылья — и летит…»

Продекламировав приведенный отрывок, Константин Ильич отметил, что эти строчки ознаменовали собой исполнение этой многовековой мечты человечества — подняться в воздух.

«Это результат работы ученых, которые смогли понять устройство природы и действующих сил в мире и выполнить эту задачу», — добавил он.

По словам Могилевского, сегодня молодые люди, идущие учиться на направления подготовки, связанные с авиастроением и эксплуатацией воздушного транспорта, точно без работы не останутся.

«Еще у нас есть две укрупненных группы специальностей и направлений подготовки, связанных с этой авиацией. Первая — „Авиационная и ракетно-космическая техника”, включающая в этом году порядка 5,5 тысяч бюджетных мест, и вторая — „Аэронавигации и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники“, в рамках которой в этом году выделено 2,5 тысячи бюджетных мест в этом году», — рассказал Константин Ильич.

Перечислив ключевые научные центры, достойно продолжающие сегодня традиции отечественной школы авиастроения, Константин Могилевский не забыл упомянуть и о роли федерального проекта «Передовые инженерные школы» в обеспечение технологического суверенитета.

«В настоящее время действуют 30 передовых инженерных школ в 15 регионах страны. Одна из них в Уфимском университете науки и технологий, где развивается школа «Моторы будущего», которая готовит кадры для авиационной промышленности. Среди её достижений и разработок — стартёр-генератор для перспективного авиационного двигателя ПД-35», — сообщил он.

Затем Константин Ильич поблагодарил госкорпорацию Ростех. Второй год подряд она выступает учредителем специального приза за популяризацию отечественных разработок в рамках Всероссийской премии «За верность науке». В этом году победители этой номинации вновь посетят Инженерный центр Корпорации «Иркут» и увидят, как разрабатываются гражданские лайнеры нового поколения МС-21. Более того, лауреаты смогут почувствовать себя в роли пилота воздушного судна — их ждет полет на тренажере, на котором оттачивают свои навыки профессиональные летчики.

По словам заместителя руководителя Федерального архивного агентства, члена Совета Российского исторического общества Андрея Юрасова на протяжении 20 лет реализуется издательский проект «История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР 1900-1963». В текущем году выйдет вторая часть пятого тома, который подробно освещает страницы истории военной авиации в России с использованием ранее неопубликованных рассекреченных документов, что является важным подспорьем в изучении данной отрасли.

«Что касается истории гражданской авиации, мы в большом долгу, однако огромный объем архивных документов предоставляет пространство для ряда исследований», — резюмировал Андрей Юрасов.

Участники круглого стола представили свои позиции по вопросам сохранения исторического знания об успехах авиаотрасли и перспективах её развития.

Круглый стол предварило открытие выставки, также посвящённой истории развития отечественной гражданской авиации. Представленные на ней фотографии и макеты самолётов позволяют погрузиться в эпоху создания советского авиационного флота, узнать о предшественнике «Аэрофлота» – обществе «Добролёт», о рекордах советских дальнемагистральных турбовинтовых и сверхзвуковых самолётов, и, конечно, ощутить гордость за достижения современных российских авиационных предприятий.

Фото: Российское историческое общество.


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10578 публикаций
Сайт: historyrussia.org/sobytiya/v-dome-rio-sostoyalsya-kruglyj-stol-priurochennyj-k-100-letiyu-otechestvennoj-grazhdanskoj-aviatsii.html
Поделиться:

Интересно:

Как в Царском Селе развлекали русских царей?
14.03.2025 14:27 Аналитика
Как в Царском Селе развлекали русских царей?
В Царском Селе отдыхали не только по-царски. Как выглядел досуг представителей императорской фамилии и их гостей. Стрельба и танцы Петр I задумал Царское Село как одну из мыз (дач) вдоль южного побережья Финского залива для "увеселения и домашней провизии, прогулок, чистого воздуха и охоты", где витал "дух простых удовольствий"1. Еще это был "кусочек Европы в России: Александровский парк напоминал парк Пагоденбург в Мюнхене, а гора Парнас - подобную гору на римской вилле Медичи"2. Здесь аристократам можно было погулять среди экзотической флоры и фауны. Некоторые сорта яблонь, приобретавшиеся у знаменитого ученого-садовода Э.Л. Регеля для выращивания в верхних теплицах Александровского парка, именовались в честь коронованных особ - "Наследник Николай Александрович" или "Император Александр". При императрице Елизавете на мызе "стреляли из пушек, кушали, ехали на охоту, после еды был бал...
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
14.03.2025 13:12 Мероприятия
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
12 марта 2025 года в пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная празднованию 100-летия со дня блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Эта памятная дата широко отмечается в России как на церковном, так и на государственном уровне. Для подготовки памятных мероприятий был учрежден Оргкомитет во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В пресс-конференции приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Жанна Алексеева; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии, сопредседатель Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины Патриарха Московского Тихона; митрополит Псковский и Порховский Матфей, председатель Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и...
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
12.03.2025 17:31 Новости
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
На Уралвагонзаводе состоялась творческая встреча народного артиста России Игоря Угольникова с сотрудниками предприятия. Известный режиссер, продюсер и сценарист представил заводчанам сценарий нового художественного фильма «Урал-Фронту», посвященный подвигу танкистов и тружеников уральских заводов времен Великой Отечественной войны и сегодняшних дней. Он подчеркнул, что самое непосредственное участие в картине должны принять работники Уралвагонзавода — наследники великого подвига предков, которые сегодня также работают для победы.  Символично, что встреча состоялась 11 марта. В этот день в России отмечают День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса на средства жителей Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской) областей. Вклад Уралвагонзавода в создание корпуса...
Елена Мишакова: Конкурс «От эскиза до подиума» нужен нам всем
11.03.2025 22:35 Интервью, мнения
Елена Мишакова: Конкурс «От эскиза до подиума» нужен нам всем
10 марта в Общественной палате РФ состоялось подведение итогов проекта «От эскиза до подиума». Национальный конкурс «От эскиза до подиума» посвящен развитию творчества юных дизайнеров современной модной одежды. По приглашению организаторов я приняла участие в жюри заключительного этапа конкурса на котором состоялись показы коллекций участников прошедших предварительные этапы отбора.  Конкурс - национальный, в нём приняли участие дети из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Владимира, Красноярска, Казани, Ханты-Мансийска, Московской области, Республики Мордовия, Екатеринбурга, других регионов и городов нашей страны. Юным дизайнерам помогали наставники, консультанты, организаторы конкурса, общественные организации, конечно же родители, наверное дедушки и бабушки,  друзья. Но главным стало желание молодых участников конкурса творить, создавать что-то новое, удивить...
Народы Древней Руси
11.03.2025 12:02 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно...