10.11.2023 09:06
Новости.
Просмотров всего: 6169; сегодня: 1.

135 лет со дня рождения советского авиаконструктора Андрея Туполева

135 лет со дня рождения советского авиаконструктора Андрея Туполева

Советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев оставил заметный след в истории авиации. Он разработал более 120 самолетов разнообразных типов, из которых 70 выпускались серийно. Среди них были истребители и бомбардировщики, морские торпедоносцы и штурмовики, планеры и пассажирские лайнеры. На самолетах, созданных Туполевым, было установлено 78 мировых рекордов и совершено 28 уникальных перелетов.

А.Н. Туполев вместе с Н.Е. Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). После смерти Жуковского А.Н. Туполев с С.А. Чаплыгиным продолжили работу по дальнейшему расширению и развитию ЦАГИ. Конструктор Туполев настаивал на том, что дерево не годится в качестве материала для самолетов, и видел будущее авиации, особенно тяжелой, в металле. В 1923 г. он создал свой первый самолет. Это был легкий спортивный самолет смешанной конструкции АНТ-1, названный в его честь. Испытания самолета прошли успешно, и это стало доказательством для комиссии, что самолеты из металла можно и нужно строить.

В 1922 г. Туполев возглавил Комиссию по постройке металлических самолетов при ЦАГИ, и с этого времени в системе ЦАГИ начало действовать опытное конструкторское бюро по проектированию и производству цельнометаллических самолетов различных классов. По предложению самого А.Н. Туполева дату создания Комиссии – 22 октября 1922 г. – считают датой создания опытного конструкторского бюро ЦАГИ – ОКБ А.Н. Туполева.

Первой авиационной «звездой» Туполева, не имевшей аналогов в мире, стал АНТ-4 «Страна Советов», выпущенный в 1929 г. Именно этот самолет пересек СССР с запада на восток, Тихий океан и, преодолев расстояние в 21 242 километра, достиг Америки.

В начале 1930-х гг. мир узнал об АНТ-6 (ТБ-3), который стал первым в мире массовым четырехмоторным самолетом стратегического назначения. Этот самолет, хотя и имел угловатый вид, был передовой машиной в те годы и повлиял на развитие мировой бомбардировочной авиации.

Идея создания ТБ-3 принадлежала Туполеву, в разработке проекта участвовали такие выдающиеся конструкторы, как В.М. Петляков, В.М. Мясищев, А.А. Архангельский и В.Н. Беляев. Этот самолет стал первым четырехмоторным свободнонесущим монопланом-бомбардировщиком с двигателями, установленными в ряд по размаху крыла, и эта схема стала основой для всех самолетов подобного типа. При создании ТБ-3 была освоена технология производства подобных машин, и было налажено их серийное производство.

В состав научно-исследовательской документации ЦАГИ, находящейся на постоянном хранении в Российском государственном архиве в г. Самаре (РГА в г. Самаре), входит отчет о летных испытаниях самолета ТБ-3 за 1937–1938 гг., которые проводились с использованием новых приборов на различных режимах и скоростях полета.

Самолет, вызывавший восхищение у авиаспециалистов и представлявший внушительную силу в начале и середине 1930-х гг., очень быстро устарел из-за стремительного развития авиации в предвоенные годы.

Еще одним легендарным самолетом, разработанным А.Н. Туполевым, стал Ту-2, также известный как АНТ-58 и самолет «103». Этот двухмоторный советский высокоскоростной дневной бомбардировщик был разработан им в «шарашке», в Особом техническом бюро при НКВД СССР.

Ту-2 отличался от других самолетов благодаря продуманному размещению экипажа, хорошему оборонительному вооружению, бронезащите и заполнению баков инертным, непожароопасным газом. Серийное производство Ту-2 началось весной 1942 г., самолеты стали поступать на фронт. Это были бомбардировщики, способные нести три авиационные бомбы ФАБ-1000 и представлявшие угрозу для кораблей, бронированных сооружений и объектов.

В документах РГА в г. Самаре представлены отчеты об испытаниях Ту-2 в аэродинамической трубе ЦАГИ, результаты испытаний максимальных скоростей на разных высотах, а также приказ начальника Летно-исследовательского института о составе бригады для испытаний самолета.

А.Н. Туполев осуществил мечту о создании сверхзвукового пассажирского лайнера: первый полет первого в мире пассажирского сверхзвукового самолета состоялся 31 декабря 1968 г.

Для его создания пришлось решить множество задач, например, предотвращение плавления металла на крыльях из-за высоких скоростей; необходимость смены центра тяжести самолета после преодоления звуковой скорости. Для взлета и посадки были разработаны первые автопилоты. В самолете с системой управления второго поколения были реализованы элементы, характерные для более позднего третьего поколения управления. Таким образом, самолет установил рекорд, развив скорость 2430 км/ч.

В 2019 г. одному из четырех основных аэропортов Москвы – Внуково – присвоено имя советского конструктора Андрея Николаевича Туполева, обладавшего высочайшим потенциалом творческой энергии и инженерного таланта.

А.Н. Туполев во многом определил историю отечественной авиации в XX веке и был одним из самых талантливых авиационных инженеров и конструкторов.

Текст: Н.Ю. Скрипкина, Российский государственный архив в г. Самаре (РГА в г. Самаре)


Участники событий и другие указанные лица:


Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Отчет по испытанию самолета ТБ-3. ЦАГИ. 1937 г. РГА в г. Самаре
Отчет по испытанию самолета ТБ-3. ЦАГИ. 1937 г. РГА в г. Самаре

Приказ начальника ЛИИ В.С. Молокова о составе бригады для испытаний самолета Ту-2 № 717 ЛИИ. 29 марта 1943 г. РГА в г. Самаре
Приказ начальника ЛИИ В.С. Молокова о составе бригады для испытаний самолета Ту-2 № 717 ЛИИ. 29 марта 1943 г. РГА в г. Самаре

Отчет по испытанию самолета ТУ-2 в аэродинамической трубе Т-10.1 ЦАГИ. 1944 г. РГА в г. Самаре
Отчет по испытанию самолета ТУ-2 в аэродинамической трубе Т-10.1 ЦАГИ. 1944 г. РГА в г. Самаре

Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре
Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре

Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре
Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре

Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Предмет изобретения. 1969 г. РГА в г. Самаре
Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Предмет изобретения. 1969 г. РГА в г. Самаре

Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Чертеж. 1969 г. РГА в г. Самаре
Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Чертеж. 1969 г. РГА в г. Самаре

Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Описание к авторскому свидетельству. 1969 г. РГА в г. Самаре
Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Описание к авторскому свидетельству. 1969 г. РГА в г. Самаре


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11230 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Обеление клининговой отрасли: позиция ФНС и ключевые меры
18.06.2025 16:08 Аналитика
Обеление клининговой отрасли: позиция ФНС и ключевые меры
Федеральная налоговая служба (ФНС) активно работает над выводом клинингового рынка из тени, используя комплекс мер, включая налоговый контроль, нормативные рекомендации и сотрудничество с бизнес-ассоциациями. Нормативы фискальной нагрузки и приоритетные проверки  ФНС установила показатели нормативной совокупной фискальной нагрузки для клининговых компаний:   Общий режим налогообложения (ОСН):    - для малого и среднего бизнеса (доход ≤500 млн руб./год) — 37%;   - для крупных компаний — 41%.  Упрощенная система (УСН):    - для малого и среднего бизнеса — 17%;   - для крупных — 21%.  Отклонение фактической нагрузки более чем на 20% от этих норм (например, ниже 29,6% для ОСН-МСП) расценивается как риск уклонения от налогов. Такие компании и их заказчики становятся приоритетными целями проверок со стороны налоговых органов. ...
Опубликованы итоги III Конференции  «Белые ночи-2025»
18.06.2025 15:48 Мероприятия
Опубликованы итоги III Конференции «Белые ночи-2025»
С 5 по 7 июня в г. Санкт-Петербурге прошла III Конференция Межрегиональной Ассоциации Женского Бизнеса «Белые ночи». Мероприятие было организовано в преддверии Петербургского международного экономического форума – 2025 и посвящено главной теме - доверия, партнерства и прозрачности, как новой стратегии развития бизнеса и экономики. Организатором конференции выступила Межрегиональная Ассоциация Женского Бизнеса.Деловая программа Конференции началась с приветственных слов от организаторов и партнеров. Как отметила Ольга Ходаковская, президент Межрегиональной Ассоциации Женского Бизнеса: «Перед нами стояла задача провести не просто конференцию, а создать комфортное пространство для наших участников. В основе программы лежат три главных акцента: деловой и информативный контент, полезные мастер-классы и активный отдых, после которого участники наполнятся яркими эмоциями и...
Более 1000 человек приняли участие в ежегодном МедЗабеге
18.06.2025 13:29 Мероприятия
Более 1000 человек приняли участие в ежегодном МедЗабеге
15 июня, в День медицинского работника, в Мещерском парке прошел ежегодный VII Благотворительный забег «МедЗабег», в котором приняли участие врачи, руководители частных и государственных учреждений здравоохранения, владельцы медцентров, студенты медицинских вузов, представители общественных организаций – всего более 1000 человек. Организаторами самого масштабного в России забега для медицинских работников уже второй год выступили сеть клиник «Будь Здоров» и Национальная ассоциация управленцев сферы здравоохранения при поддержке БФ «Онкологика», СПАО «Ингосстрах», НПФ «Социум», Группы компаний «Байкал Аква» и Центра развития здравоохранения школы управления МШУ Сколково. Информационную поддержку мероприятия оказало ведущее спортивное издание «Спорт-Экспресс». «Наш ежегодный МедЗабег стал уже доброй традицией в День медицинского работника для тех, кто связал свою жизнь с медициной, ...
«Выберу.ру»: рейтинг лучших премиальных банковских карт за май 2025-го
17.06.2025 18:07 Аналитика
«Выберу.ру»: рейтинг лучших премиальных банковских карт за май 2025-го
«Выберу.ру» составил рейтинг банков с наиболее выгодными для состоятельных клиентов дебетовыми премиальными картами «Mir Supreme» благодаря максимальному кешбэку, широкому набору привилегий и процентам на остаток средств. В ходе исследования эксперты финансового маркетплейса «Выберу.ру» сравнили текущие параметры продуктов для премиальных клиентов во всех российских банках. По итогам анализа и расчётов с помощью калькулятора «Выберу.ру» был подготовлен рейтинг «Лучшие премиальные дебетовые карты "Mir Supreme" в мае 2025 года». Методика расчётов позволила ранжировать статусные карты не только по размерам кешбэка и процентам на остаток средств счёта. Учитывались стоимость выпуска и условия бесплатного обслуживания, снятия наличных без комиссий и лимит на бесплатные переводы. В расчёты включались коэффициенты, отражающие дополнительные бонусы из программ лояльности банков, в том числе...
Инвестиции в кв.м. Кто будет ждать низкую ключевую ставку, опоздает
17.06.2025 16:15 Мероприятия
Инвестиции в кв.м. Кто будет ждать низкую ключевую ставку, опоздает
Портал «ТТ Финанс» совместно с «МК в Питере» и ABNews.ru провел традиционный ежеквартальный круглый стол «Инвестиционная недвижимость». Конечно, сегодняшнюю ситуацию с точки зрения заданной темы трудно назвать благополучной. Но именно сейчас зарождаются тренды, которые в перспективе поведут рынок вперед.Депутат ЗакСа, зампред постоянной Комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Наталия Астахова констатирует, что еще совсем недавно недвижимость считалась надежным вариантом для долгосрочных инвестиций. Сейчас всё изменилось. Главное преимущество — защита от инфляции — как будто испарилось. Цены на новые квартиры и коммерческие площади готовы падать, несмотря на то, что инфляция никуда не уходит. Высокие кредитные ставки тоже негативно влияют на доходность и ликвидность.Что касается вторичного рынка, то с начала года риэлторы заметили увеличение среднего срока...