22.11.2024 09:27
Аналитика.
Просмотров всего: 15726; сегодня: 28.

«Геликоптер инженера Миля»: авиационный роман

«Геликоптер инженера Миля»: авиационный роман

В 2024 году исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Леонтьевича Миля (22 ноября 1909 г. – 31 января 1970). Миль – это легендарные советские вертолеты «Ми».

Точка отсчета биографии Михаила Миля – в дореволюционном Иркутске, в благополучной интеллигентной семье, в которой много внимания уделялось образованию и разностороннему развитию детей (языки, музыка, рисование). Михаил начал вести личный дневник с десяти лет: «Я родился в 1909 году в городе Иркутске в Сибири. На седьмом году жизни я стал интересоваться разными науками. Потом мне понравились анатомия, астрономия и химия. Я долго не любил читать, но мне попалась книжка очень интересная. Начитавшись разных книг, я стал видеть в себе очень много талантов, потом благодаря тем же книжкам я перестал в них верить…». Имея явные гуманитарные способности и таланты, Михаил одновременно увлекся авиамоделизмом и в восемь лет построил первую модель самолета. Начиналась эра Авиации, мечты целого поколения молодежи были устремлены к воздухоплаванию, созданию и освоению новой техники.

В 1925 г. Михаил поступил в Сибирский технологический институт (до 1925 г. – Томский политехнический университет), где в планерной студенческой секции не только построил легкий одноместный планер, но и совершил на нем свой первый полет. Однако талантливого юношу с блестящими оценками отчислили на втором курсе из института по доносу завистливого сокурсника «за непролетарское происхождение». В этой истории поражает ответная мудрость и целеустремленность молодого человека: он устроился на работу в химическую лабораторию кожевенного производства, проработал год, «усовершенствовав некоторые производственные процессы» и, уже с пролетарским стажем и отличной характеристикой, в 1928 г. поступил сразу на 3-й курс механического факультета Донского политехнического института в Новочеркасске (с 2013 г. – Южно-Российский государственный политехнический университет (Новочеркасский Политехнический Институт) имени М.И. Платова), где была авиационная специальность.

1929 г. имеет в биографии М.Л. Миля особое значение: именно тогда он узнал не только о гиперболоиде из популярного тогда фантастического романа А.Н. Толстого (1927 г.), но и о вполне реальном новом летательном аппарате — автожире (от греческих αὐτός и γύρος, «самовращающийся»; его в 1919 г. сконструировал и испытал испанец Хуан де ла Сиерва). Миль начал серьезно изучать теорию полета и в итоге, проявив настойчивость, получил приглашение отделения автожиров в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) участвовать в создании первого советского автожира в рамках летней практики. Пик интереса к этому виду винтокрылых летательных аппаратов пришелся на 1930-е гг., потом пришла эпоха изобретения и массового производства вертолетов.

Первый советский автожир КаСкр-1 «Красный инженер» поднялся в воздух 25 сентября 1929 г.; разработка Н.И. Камова и Н.К. Скржинского уже имела свои новаторские конструктивные особенности, что дало основание назвать ее иначе (новое слово «вертолет» в официальных документах зафиксировано в протоколе заседания Технической комиссии Центрального Совета Осоавиахима от 8 февраля 1929 г., заменив французский термин «геликоптер»).

В 1931 г. М.Л. Миль окончил институт. Рекомендация Н.И. Камова помогла ему убедить комиссию, что его место – в ЦАГИ, где он в последствии участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15 и уже через год стал начальником бригады аэродинамики Отдела особых конструкций. В 1936–1939 гг. Миль был инженером в Опытном конструкторском бюро по винтокрылым аппаратам, а с марта 1939 г. стал заместителем Н.И. Камова на строящемся заводе по производству автожиров военного назначения.

В Великую Отечественную войну Миль работал в эвакуации в поселке Билимбай на Среднем Урале. Практика показала, что в тяжелой фронтовой обстановке автожиры оказались пригодными только для тылового использования и Миль подключился к улучшению конструкции самолетов: он разработал устройство для спасения нагруженного боеприпасами самолета; после успешных испытаний был налажен его серийный выпуск. За работы по усовершенствованию боевых самолетов конструктор получил свои военные награды: орден Красной Звезды (1944 г.) и Отечественной войны II степени (1945 г.).

У Миля была конкретная цель: создать летательный аппарат, способный подниматься в воздух с помощью винтов. Он напрямую обращался с письмами к руководителю страны И.В. Сталину, уверенный в безусловной стратегической необходимости создания винтокрылых летательных аппаратов. В фонде Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД) хранится уникальная подборка материалов того периода: дело 168 «Автожир-геликоптер конструкции Миль М.Л.», в составе которого обращение к И.В. Сталину, пояснительная записка к проекту, краткое техническое обоснование, патентная формула, отзыв, чертеж, схемы и др. документы (на ряде страниц имеются автографы). В результате И.В. Сталин одобрил формирование в Москве конструкторского бюро по геликоптеростроению; на базе завода № 383 Министерства авиационной промышленности СССР; под руководством Миля оно приступило к работе в 1947 г. А уже 20 сентября 1948 г. на аэродроме Захарково первый Геликоптер Миля-1 (ГМ-1) поднялся в воздух.

Испытания первых образцов новой техники были драматичными. Летчик М. Байкалов совершил 13 демонстрационных полетов на Ми-1, но из 14-го не вернулся живым (из-за раковины в сварке обломился вал рулевого винта и пилот погиб, так как высота полета была недостаточной для прыжка с парашютом). В одном из интервью Миль вспоминал: «Самая критическая машина – это первая. За нее человек сражается. Главным конструктором может стать не тот, кто построил машину, а тот, кто способен пережить первую катастрофу, похоронить близко знакомого ему и дорогого летчика и продолжать строить такую же машину, если он уверен, что все сделал верно».

Решающими были испытания третьей машины. К 1949 г. завершилось создание первого советского вертолета Ми-1, на котором в будущем будет установлено 27 абсолютных мировых рекордов. С 1948 г. по 1951 г. в Опытно-конструкторском бюро (Союзное ОКБ № 4 Министерства авиационной промышленности СССР) и на Московском вертолетном заводе под руководством Миля проектировались вертолеты гражданского, военного и двойного назначения.

Дальше последовали впечатляющие достижения. В 1951 г. Ми-1 становится первым отечественным серийным вертолетом широкого практического применения. В 1952 г. создан Ми-4, в 1958 г. удостоен золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе. В 1957 г. в небо взлетает Ми-6, первый в СССР многоцелевой транспортный вертолет с газотурбинными двигателями грузоподъемностью 12 тонн, именно с него началось доминирование советской авиации в тяжелом вертолетостроении. В 1961 г. «родился» Ми-2, а в 1962 г. из чертежей в реальность воплощается многоцелевой транспортный Ми-8, ставший самым массовым 2-двигательным вертолетом в мире. В 1964 г. М.Л. Миль стал генеральным конструктором опытного КБ.

В это же время Михаил Леонтьевич преподавал в Московском авиационном институте имени Серго Орджоникидзе (ныне – Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), МАИ), с 1966 г. – в должности профессора кафедры вертолетостроения. За признанием достижений последовали награды: Ленинская премия (1958 г.), звание Героя Социалистического Труда (1966 г.), Государственная премия СССР (1968 г.).

В последние годы жизни генеральный конструктор много сил отдал совершенствованию моделей для армейской авиации: прославленный военный ударный Ми-24 (первый советский этого класса и второй в мире), стартовал в небо и в историю мировой авиации осенью 1969 г. Примерно через полтора года после этого события Михаил Леонтьевич скончался, не дожив до начала эксплуатации вертолета и его славы. Более 3,5 тысяч непобедимых Ми-«Крокодилов» впоследствии состояли на вооружении многих стран, принимали участие в десятках военных конфликтов, став в мире самыми боевыми. Но один триумф Михаилу Леонтьевичу довелось пережить лично: в 1965 г., на авиационной выставке в Париже, состоялся показ его уникальных машин, за которым последовало международное признание безусловного лидерства СССР в области тяжелых вертолетов.

Автор: С.С. Иванова, Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД).

Изображение (фото): портал "Культура.РФ"


Участники событий и другие указанные лица:

Первоуральск Свердловской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10578 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_9698
Поделиться:

Интересно:

Как в Царском Селе развлекали русских царей?
14.03.2025 14:27 Аналитика
Как в Царском Селе развлекали русских царей?
В Царском Селе отдыхали не только по-царски. Как выглядел досуг представителей императорской фамилии и их гостей. Стрельба и танцы Петр I задумал Царское Село как одну из мыз (дач) вдоль южного побережья Финского залива для "увеселения и домашней провизии, прогулок, чистого воздуха и охоты", где витал "дух простых удовольствий"1. Еще это был "кусочек Европы в России: Александровский парк напоминал парк Пагоденбург в Мюнхене, а гора Парнас - подобную гору на римской вилле Медичи"2. Здесь аристократам можно было погулять среди экзотической флоры и фауны. Некоторые сорта яблонь, приобретавшиеся у знаменитого ученого-садовода Э.Л. Регеля для выращивания в верхних теплицах Александровского парка, именовались в честь коронованных особ - "Наследник Николай Александрович" или "Император Александр". При императрице Елизавете на мызе "стреляли из пушек, кушали, ехали на охоту, после еды был бал...
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
14.03.2025 13:12 Мероприятия
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
12 марта 2025 года в пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная празднованию 100-летия со дня блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Эта памятная дата широко отмечается в России как на церковном, так и на государственном уровне. Для подготовки памятных мероприятий был учрежден Оргкомитет во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В пресс-конференции приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Жанна Алексеева; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии, сопредседатель Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины Патриарха Московского Тихона; митрополит Псковский и Порховский Матфей, председатель Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и...
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
12.03.2025 17:31 Новости
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
На Уралвагонзаводе состоялась творческая встреча народного артиста России Игоря Угольникова с сотрудниками предприятия. Известный режиссер, продюсер и сценарист представил заводчанам сценарий нового художественного фильма «Урал-Фронту», посвященный подвигу танкистов и тружеников уральских заводов времен Великой Отечественной войны и сегодняшних дней. Он подчеркнул, что самое непосредственное участие в картине должны принять работники Уралвагонзавода — наследники великого подвига предков, которые сегодня также работают для победы.  Символично, что встреча состоялась 11 марта. В этот день в России отмечают День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса на средства жителей Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской) областей. Вклад Уралвагонзавода в создание корпуса...
Елена Мишакова: Конкурс «От эскиза до подиума» нужен нам всем
11.03.2025 22:35 Интервью, мнения
Елена Мишакова: Конкурс «От эскиза до подиума» нужен нам всем
10 марта в Общественной палате РФ состоялось подведение итогов проекта «От эскиза до подиума». Национальный конкурс «От эскиза до подиума» посвящен развитию творчества юных дизайнеров современной модной одежды. По приглашению организаторов я приняла участие в жюри заключительного этапа конкурса на котором состоялись показы коллекций участников прошедших предварительные этапы отбора.  Конкурс - национальный, в нём приняли участие дети из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Владимира, Красноярска, Казани, Ханты-Мансийска, Московской области, Республики Мордовия, Екатеринбурга, других регионов и городов нашей страны. Юным дизайнерам помогали наставники, консультанты, организаторы конкурса, общественные организации, конечно же родители, наверное дедушки и бабушки,  друзья. Но главным стало желание молодых участников конкурса творить, создавать что-то новое, удивить...
Народы Древней Руси
11.03.2025 12:02 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно...